Главная > Непознанное > "Духовность и религия: эволюция понятий"

Духовность и религия: эволюция понятий

28 Сен 2012 | Автор: evgeniy | 9 комментариев

Нерелигиозная духовностьВ последнее время всё больше на слуху термины "духовность" и "духовный", которые по смыслу не совпадают с терминами "религия" и "религиозный".

Понятие религии для многих людей связано с ритуалами, сектами и вызывает негативные эмоции. Понятие же "духовность" воспринимается весьма положительно, так как отражает способность к постижению и гармоничному сосуществованию индивидума с высшими сферами бытия.

Фактически, духовность и религия всё больше утрачивают между собой связь как синонимы, то есть, слова, схожие по смыслу.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Экология здоровья!

Многие из вас читали на этом сайте статьи подобной тематики, которые находятся в рубрике "Непознанное".

Для желающих более глубоко разобраться в вопросах духовности и её роли в жизни каждого человека, сегодня я представляю отрывки из книги "Путь без иллюзий", том 1: Мировоззрение нерелигиозной духовности.

На мой взгляд мысли, изложенные автором книги, заслуживают самого пристального внимания и могут в корне изменить ваши мировоззренческие позиции, а могут показаться и абсурдными. Всё зависит от готовности к принятию подобной информации и способности впускать перемены в свою жизнь.

В конце статьи очень интересный и поучительный анекдот! 🙂

Приятного вам прочтения!

<<<< ----- >>>>

...С точки зрения любой религии духовное – это Божественное. Духовный путь – это путь религиозного поклонения избранному Божеству. Любопытно, что представители каждой конфессии свой вариант Божественного объявляют единственно верным, а все прочие версии отвергаются самым категорическим образом. Любопытно это потому, что коль скоро Бог – един, то почему бы не признать за другими народами права называть его так, как им нравится, служить и поклоняться ему так, как соответствует их культуре и обычаям? Откуда это неистребимое воспалённое желание заставить других разделить мою веру, заставить их «думать как я»? С точки зрения подлинной духовности – это явная патология, проявление духовной дебильности...

...Памятование Бога и поклонение ему – центральное звено любой религии, неразрывно связанное с догматом, изложенным в священных писаниях и предписанным ритуалом. Требование постоянного памятования Бога в сочетании с признанием Его высшей ценностью бытия – это и есть сердцевина любой религии. Что это означает с психологической точки зрения? Фактически это означает необходимость сформировать Богообраз, то есть мыслеформу, соответствующую представлениям религиозного человека о Боге – внутрипсихическую икону, а затем постоянно усиливать и развивать её. Чем большего рвения преисполнен новообращенный, тем быстрее происходит такое развитие. Богообраз становится сверхценной идеей, которая всё более и более усиливается и, наконец, превращается в абсолютную внутрипсихическую доминанту, то есть в мыслеформу, господствующую во внутреннем мире человека. И самого себя, и всё окружающее такой человек рассматривает исключительно через призму этого Богообраза, подобно тому, как влюблённый во всём видит предмет своей страсти. Но разве то, чему поклоняется религиозный человек – это Бог? Разве это поклонение относится к сфере духовного (в отличие от сферы тонкоматериального и сферы грубоматериального)? То, чему на самом деле поклоняются религиозные люди – это всего лишь Богообраз, своего рода идол, но сделанный не из дерева, камня или металла, а сконструированный из сподручного внутрипсихического материала: из мыслей, образов и эмоций. Беда в том, что вместо познания Высшего, познания того, что запредельно грубоматериальному (явленному) аспекту реальности – в религии имеет место попытка конструирования Высшего, о нелепости которой со всей очевидностью говорит использование грубоматериальной психики, использование ума...

...Фактически, религия вместо того, чтобы приблизить к Духу, удаляет от него, так как вместо растворения стенок грубоматериального, она их культивирует и усиливает. Никакие, сколь угодно высокие, «духовные» и «божественные» мысли и чувства не следует культивировать. Истинный путь к духовному- прекращение модификаций ума, а не их культивирование, как это делается в религии. Ворота к Духу – это наш ум (психика) и наше тело.

Путь к сфере духовного лежит через трансцендирование сферы грубоматериального, данной нам в двух аспектах: физического тела и ума (психики). Вера в Бога делает противоположное: уводит наше осознающее внимание от самих себя. Сознание верующего вместо того, чтобы совершать важную работу растворения и трансцендирования ума и тела, приковывается к Богообразу – психологическому идолищу, созданному из собственных мыслей, чувств и образных представлений. Этот Богообраз представляет собой проекцию вовне некоей идеализированной ментальной конструкции, в которую верующий, в меру своих сил и ресурсов, собрал воедино все высшие качества, которые он только смог себе вообразить. Однако это не восприятие того, что имеет реальное существование, а проекция вовне собственных представлений о Высшем.

Попутно замечу, что я вовсе не отрицаю существование Высшего, существование духовной сферы бытия. Я не материалист, и моя точка зрения никоим образом не совпадает с материалистическим нигилизмом. И в то же время, я утверждаю, что Бог религии не имеет отношения к подлинной духовности, что он представляет собою субъективный идеализированный образ, спроецированный вовне.

Религиозный человек, проецируя Высшее (точнее, собственное представление о нём) вовне, совершенно не способен обнаружить его в самом себе. Для религии Бог противопоставлен миру и человеку, отделён от них. Он – творец, законодатель, куратор, судья, родитель. Он – тот, кто может наградить, помочь, облагодетельствовать, а может и наказать «во гневе своём». Религиозная вера многих людей основана именно на страхе перед Богом. Если вдруг я позволю себе быть невежливым к Богу, не проявлю к нему должного уважения – он может за это меня наказать. Поэтому лучше, на всякий случай, быть лояльным, тем более что это не потребует больших жертв.

Есть такой анекдот.

Как-то, в советский период проводилась очередная атеистическая кампания. Молодая учительница, комсомолка, преисполненная энтузиазма, с жаром рассказывает на уроке своим ученикам о том, что Бога нет, что религия – это проявление невежества, что эти грубые суеверия предназначены для того, чтобы эксплуатировать трудовые массы и т.д. Разгорячившись, она заявила классу:

– Смотрите, я сейчас покажу фигу боженьке, и ничего со мной за это не будет!

И вот она показывает фигу, протягивая руку к небесам, воодушевлённые ученики делают то же самое, в общем, в классе царит большое оживление. И только на задней парте сидит Мойша, сохраняя полное спокойствие и невозмутимость и не участвует в общей акции, не тычет фигой в потолок. Учительница и спрашивает:

– А ты почему, Мойша, в стороне?

А он и отвечает (с неподражаемым еврейским акцентом):

– Если там наверху никого нет – то зачем что-то делать? А если там всё же кто-то есть, то зачем портить отношения?

Такова массовая религиозность. Большей частью она основана не столько на искренних религиозных чувствах, сколько на предусмотрительном прагматизме мудрого Мойши. Однако до тех пор, пока человек не откажется от систематической фиксации на Богообразе, не откажется от этой проекции и не перенесёт центра тяжести своих усилий и поисков на себя самого – никакой речи о духовном развитии и быть не может. Религиозная вера уводит человека от себя самого и таким образом блокирует его духовное развитие.

На самом деле, вера в Бога не имеет существенного значения. Значимо совершенно иное – работаете ли вы над своим сознанием, над его очищением и расширением или нет. Вот это действительно важно, очень важно.

В. Каргаполов: Путь без иллюзий

комментариев 9 »
  1. Ольга Канунникова пишет...
    29.09.2012 в 12:02 пп

    Анекдот очень поучителен. Молодец, Мойша!

  2. 29.09.2012 в 2:30 пп

    Интересный взгляд у Мойши, и Ваш взгляд тоже отличается оригинальностью. Чувствуется, что задумывались об этом не один раз и пришли к такому пониманию в результате зрелых размышлений.
    С некоторыми Вашими мыслями согласна, с другими нет. Например,  Вы пишите:
    "Религиозная вера многих людей основана именно на страхе перед Богом. Если вдруг я позволю себе быть невежливым к Богу, не проявлю к нему должного уважения – он может за это меня наказать. Поэтому лучше, на всякий случай, быть лояльным, тем более что это не потребует больших жертв."
    Но есть люди, у которых страх перед Богом происходит не из-за неизбежности наказания, а из любви к Богу, из боязни его огорчить.
    Например, нам же не хочется огорчать любимого человека? Вот так и здесь - если есть любовь к Богу, то не хочется его огорчить.

  3. evgeniy пишет...
    29.09.2012 в 2:43 пп

    Спасибо за комментарий, Александра. Это не мои мысли, а автора книги, отрывки которой я привожу. Но должен сказать, что я думаю также.

    Но есть люди, у которых страх перед Богом происходит не из-за неизбежности наказания, а из любви к Богу, из боязни его огорчить.

    Думаю, что там, где есть любовь, нет места страху. Хотя понимаю, что Вы имели ввиду не совсем то, о чём написали. 🙂

  4. Gemma пишет...
    01.10.2012 в 1:24 пп

    Религии есть 2х типов: религии веры и религии опыта. Поклонение Богу - это неотьемлимая часть религий веры, и это - не просто существенное, это центральное понятие. В религиях опыта не только бога нет и быть не может, но также понятия души и прочих. Это принципиально другая структура мировосприятия. 

    а Мойша - практичен ) 

  5. evgeniy пишет...
    01.10.2012 в 1:46 пп

    Под религиями опыта Вы, наверное, имеете ввиду тайные школы, которые существуют во всех мировых религиях. Например, в исламе - это суфии, в христианстве - культ святых. Или же Вы пишете о другом?

  6. 31.10.2012 в 11:10 пп

    По моему религия - это поклонение определенному эгрегору, что процветает в пределах Ноосферы. Как начальный этап для обретения духовности, религия подходит, но с ростом осознанности Личности - религия все больше становится кандалами и все меньшую связь с духовным миром имеет. Духовный рост - это рост осознанности от ума (точка сборки манипура) к сердцу-душе (точка сборки анахата).

    Писал как-то 2 статьи, что пересекаются с данной темой: http://rich-soul.ru/stati/bioenergetika-i-zhizn/167-dukhovnyj-rost-lichnostnyj-rost.html и http://rich-soul.ru/stati/bioenergetika-i-zhizn/164-bioenergetika-i-khristianstvo.html - тут более подробно свое мнение изложил.

  7. сергей пишет...
    05.10.2013 в 8:34 дп

    На взгляд исследователей Библии множество религий допущено Богом,потому,чтобы люди искали Бога.И только очень не многие находят этот узкий и трудный путь к Богу,хотя он ясно представлен Иисусом Христом,Который сказал:"Я есмь путь и истина и жизнь,никто не приходит к Отцу,как только через Меня...."Иоанна14:6.

  8. evgeniy пишет...
    05.10.2013 в 9:57 дп

    Где искали, среди религий? Так там его нет!

  9. К;онстантин пишет...
    10.12.2013 в 2:45 пп

    Лично я уважаю опыт совершенствавания и духовный подвиг наших Русских святых подвижников , но не провожу паралели или знак равенства с той или иной конфессией. Дело конечно не в словах, а в поступках . Главное не опускаться до осуждения поступков других людей, у всех разный духовный багаж...

Оставьте комментарий и получите ссылку на свой сайт!
Каждому первому комментатору книга в подарок!

ОТКРОЙТЕ НОВЫЕ ГРАНИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ!

Одно из серьёзных заблуждений людей заключается в следующем: они уверены, что ХОРОШО знают себя! Если Вы действительно хотите узнать о себе, то эта книга - для Вас!.

 



© 2012. Экология здоровья. Все права защищены.
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на energiya-zdorovya.ru